Как самостоятельно изучать английский при низком уровне? Пошаговые инструкции
Если ваш уровень владения английским невысок, лучше, конечно, заниматься с преподавателем, который структурирует материал, объяснит, какими стратегиями и подходами лучше пользоваться в самостоятельной работе вне занятий, подберет необходимые учебники, аудио, мультимедийные ресурсы в логической последовательности индивидуально для вас...
Если же по каким-то причинам вы планируете изучать английский самостоятельно, хочу порекомендовать один из подходов, основанный на чтении книг, адаптированных к определенному уровню английского - Beginner, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate (на уровне Upper-Intermediate и далее читают уже в оригинале :))
Такие адаптированные книги называются graded readers или имеют помету abridged.
ЗдОрово, что многие из них сопровождаются аудио версией, а значит, можно работать как над навыками чтения, так и аудирования, а также расширять словарный запас и при желании разбирать грамматические конструкции.
Аудио к книге можно использовать разными способами.
СПОСОБ 1
1. слушаем аудио одной главы, не подглядывая в текст, 2 раза минимум.
2. слушаем и читаем одновременно.
На этом этапе важно понять, намного ли лучше вы понимаете текст при наличии написанного текста;
- если да = вы знаете большинство лексики из него, но плохо воспринимаете ее на слух; вывод: ооочень много слушать. Если слушать аудио соответствующего уровня 5 раз в неделю по 30-40 минут минимум, то через 2-3 месяца наступит прорыв. Мои студенты рассказывали: "Представляете, еду в метро, вокруг шумно, а я понимаю, о чем говорят иностранцы, которые стоят в метре от меня!!!" - для них это был прорыв.
- если нет = текст слишком сложен, многие слова вам незнакомы. Стоит найти более простые книги.
3. попутно отмечаем карандашом незнакомые слова и читаем дальше.
4. Словарем пользуемся только если непонятен значительный отрывок.
Своим студентам я категорически не рекомендую переводить каждое незнакомое слово. Самый очевидный минус такого подхода - чтение уже не вдохновляет (какой уж тут fun, это труд :), человек быстро теряет интерес и мотивацию = в результате бросают на 2-3, а самые стрессоустойчивые -10 странице.
Вместо перевода всех неизвестных слов надо развивать умение понимать, какие из них являются ключевыми для понимания отрывка, и их переводить, а значение прочих либо угадывать по контексту, либо игнорировать) Так будет и интереснее, и продуктивнее.
НО главное условие, при котором работает такой подход - читать адаптированные книги, которые не сильно превышают ваш уровень на данный момент.
5. прослушав + прочитав главу / небольшой рассказ, слушаем еще раз, не читая.
6. пишем краткое изложение (summary), включая как известные, так и самые основные новые слова.
7. желательно пересказать вслух, хотя бы самому себе, если не занимаетесь с преподавателем.
Ниже - визуальная памятка. Сохраняйте и пользуйтесь.
СПОСОБ 2
(если первый не работает уже на шаге 1, т.е. вы практически ничего не понимаете на слух ни со 2, ни с 3, ни с 4 раза):
1. слушаем и читаем одновременно, лучше 2 раза минимум
2. попутно отмечаем незнакомые слова, переводим только если непонятен значительный отрывок
3. пишем изложение
4. пересказываем вслух
5. через некоторые время (от 1 до нескольких дней) слушаем то же аудио, не подглядывая в текст, и отвечаем себе на вопрос: вы намного лучше понимаете текст после проведенной работы?
Если нет, то надо работать над навыками аудирования, читая и слушая одновременно (хорошо бы еще и повторять за диктором вслух, но без контроля преподавателя можно навалять ошибок в произношении, так что тут аккуратнее)
Если да, то это правильный ответ :):):), в смысле, так и должно быть.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Какой бы способ работы над навками аудирования вы ни выбрали, самое главное условие прогресса - СЛУШАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Приложив усилия, вы сможете заложить основы полезной привычки, которая выведет вас на новый уровень понимания англоязычной речи.
= = = = = = = = = =
Уважаемые читатели, если кто-то пользуется этими подходами, расскажите, как они работают у вас. Форма для комментариев внизу станицы.
= = = = = = = = = =
© Марина Бочарова "Английский Свободно!" 2012 Все права защищены
Если Вы хотите перепечатать эту статью,
не забудьте сделать ссылку на автора и источник.
Спасибо :)