Экзамены CPE и CAE: мой опыт подготовки и сдачи
К экзаменам Cambridge Certificate in Advanced English и Cambridge Certificate of Proficiency in English сейчас я готовлю индивидуальных студентов, раньше – группы в университете. Конечно, при разработке и проведении курсов подготовки я опираюсь в том числе и на собственный опыт подготовки и сдачи этих экзаменов. Поделюсь с вами и тем, что было ценного, и парой факапов.
Первый раз был, когда я училась на четвёртом курсе языкового факультета РГФ. Я выиграла конкурс, и по программе обмена поехала на 2 месяца учиться на курс подготовки к Cambridge CPE в Ньюкасл на севере Великобритании. University of Northumbria – не забуду никогда J
Я тогда не очень верила в свои силы и не рассчитывала сдать экзамен уровня Proficiency, поэтому еще до отъезда оплатила экзамен CAE (Cambridge Certificate in Advanced English). Формат экзамена САЕ был мне знаком - в университете мы занимались по учебнику, готовящему к CAE, кажется, классический CAE Masterclass.
В Ньюкасле курс подготовки к экзамену длился 4 месяца, но на первые два поехала другая студентка, а я выбрала вторую половину, чтобы там же сдать экзамен.
Примерно половина моего времени в Британии уходила на учёбу: занятия в университете + дополнительно в библиотеке по учебникам САЕ, которые нам не выдавали, + выполнение домашних заданий, а их было много.
Writing давался мне, пожалуй, сложнее всего. Я плохо владела форматами плюс писать нужно было много, к каждому занятию по Writing, а они у нас проходили три раза в неделю. Каждая работа получала комментарий преподавателя и оценку. Те студенты, у которых оценки были низкие, должны были исправить работу и сдать снова. К счастью, такого не происходило со мной, - мои оценки были В, В+ или А-.
К аспекту Use of English готовиться мне было не очень сложно, потому что в своем университете я уже прошла курс теоретической грамматике английского языка (и лекции, и семинары проводились на английском), а в практической грамматике я всегда была сильна. В Ньюкасле на занятиях иногда возникали ситуации, когда учитель грамматики, бывший инженер, а вовсе не методист, не мог ответить на вопрос других студентов, например, почему нельзя использовать Past Perfect, а следует брать Past Simple, и, уже зная, что у меня объяснение есть почти всегда, спрашивал меня.
А что же с Listening и Speaking?
Помимо выполнения заданий на курсе я много слушала местное радио и ВВС, иногда смотрела передачи по телевизору в общем холле и, конечно, много говорила с другими студентами, обслуживающим персоналом, преподавателями. Дома у меня бы точно не было такой англоязычный среды, особенно учитывая то, что шёл 1996 год, когда об интернете я только слышала, компьютера дома не было, магазины с учебниками британских издательств только появлялись. Варианта открыть YouTube посмотреть видео на английском тогда просто не существовало!
Поскольку это была моя первая поездка в Британию, всё остававшееся от учебы время я проводила с новыми знакомыми из разных стран, в прогулках по городу, походах по магазинам и музеям, поездках по другим городам. Я успела побывать в Лондоне, Эдинбурге, Йорке, Озерном крае, прекрасных замках и многих маленьких уютных городках и деревеньках. Это было не только удовольствием и познанием мира, но и отличной прокачкой моих навыков Listening & Speaking, например, когда заблудишься в Сохо за полчаса до закрытия твоего хостела на ночь или пойдешь с компанией на концерт, а потом на pub crawl. J
Когда британские преподаватели узнали, что я буду сдавать экзамен Advanced, а не Proficiency, к которому готовлюсь на курсе, все в один голос утверждали, что зря я трачу время и деньги – с моим уровнем языка я вполне сдам CPE. А экзамен-то был уже давно оплачен!
Я была хорошо подготовлена к экзамену, и особого волнения не было. Проблемы начались неожиданно за пару дней до экзамена. Мы всей группой вместе с преподавателями поехали отмечать выпуск с курса. Гуляли по берегу моря, по фантастическому замку Bamburgh; дул свежий ветер. Видимо, ветер был более прохладным, чем мне казалось, и на следующий день я проснулась осипшей с больным горлом. Леденцы и горячий чай не очень помогли. Через два дня я пошла на устную часть экзамена. Я еле говорила и больше концентрировалась на том, как бы извлечь из себя членораздельные звуки, напоминающие человеческую речь, а не на смысле. Подозревала, что Speaking я завалила.
Результатов экзамена нужно было ждать долго. Очень долго. Три месяца!
Cambridge в принципе не отличается быстротой проверки работ, а в моём случае результаты должны были прийти заказным письмом на адрес моего Воронежского университета.
Вернувшись в июне домой, я была так вдохновлена хорошими отзывами британских преподавателей о моём английском, что решила через несколько месяцев сдавать экзамен уровня Proficiency. Но по срокам получилось так, что оплатить СРЕ нужно было раньше, чем пришли результаты моего САЕ, поэтому я подавала документы вслепую, не зная, как я сдала предыдущий.
О том, что у меня А за САЕ, я узнала как-то в сентябре перед парой. Радости моей не было предела.
Шел первый семестр моего пятого курса; в университете мы занимались по учебнику Proficiency Masterclass, Oxford University Press. Экзамен СРЕ был назначен на начало декабря, и до середины ноября я легкомысленно к нему не готовилась, кроме занятий в университете. Хотя, честно говоря, негде было взять дополнительные материалы: в магазинах учебников было мало и стоили они денег, совершенно неподъемных для студентки; в интернете, как сейчас, учебников в свободном доступе тогда не было. Но я смотрела очень много фильмов на английском, выбирая примеры для дипломной работы, и это мне неплохо помогло в плане аудирования. Примерно за месяц до экзамена мой научный руководитель принесла мне стопку отксерокопированных заданий и аудио на кассете. Спасибо ей! Не могу сказать, что я ударно готовилась весь последний месяц, - видимо, я стала слишком самоуверенной.
Покупая билеты в Москву на экзамен, я допустила одну большую ошибку, от которой хочу предостеречь всех, кто планирует ехать сдавать экзамен в другой город. Я купила билет на ночной поезд, который приезжал в Москву в 7 утра, за 2 часа до начала экзамена. В плацкартный вагон… Думаю, вы можете догадаться, что ночью я почти не спала, во-первых, из-за волнения, а во-вторых, потому, что моё место было рядом с туалетом и полночи туда-сюда ходили люди. В таком состоянии я ещё успела с утра забронировать гостиницу и приехать на экзамен. Моим главным желанием на тот момент было поспать.
Впереди меня ждали 4 экзаменационных аспекта и 6 часов работы на ними с перерывом на обед. После обеда меня потянуло в сон с ещё большей силой. Чудо, что я не заснула над двумя последними papers.
Speaking проходил на следующий день, и у меня была возможность выспаться и немного погулять.
И снова мне пришлось ждать 3 месяца, чтобы получить результат и… увидеть, что до Grade А мне не хватило 2%! Видимо, бессонная ночь сказалась...
To sum up, у меня был разнообразный опыт подготовки к кембриджским экзаменам: и на курсах при одном из крупнейших университетов Британии, и по кембриджской программе в родном ВГУ, и самостоятельно задней левой.
- Мои кембриджские сертификаты можно посмотреть здесь, среди прочих.
Мои основные рекомендации готовящимся:
- Пишите план подготовки заранее, учитывая срок сдачи и закладывая как минимум пару свободных недель (все равно что-то сдвинется)
- Помимо основного учебника включайте дополнительные, не только экзаменационные форматы (vocabulary books, подкасты, статьи, общение…)
- Создайте себе англоязычную среду (!!!)
- Если готовитесь самостоятельно, найдите квалифицированного преподавателя по профилю вашего экзамена и договоритесь, чтобы он проверял ваши письменные работы и оценивал Speaking tasks
- Делайте и прорабатывайте МНОГО тестов, past papers. На время!
- Приезжайте в город, где сдаете, за сутки до экзамена. Снимите гостиничный номер рядом с экзаменационным центром.
Подробнее о курсе подготовки к международным экзаменам со мной можно прочитать ЗДЕСЬ. Там же есть отзывы некоторых моих студентов.
Или напишите мне лично.
Ваш преподаватель английского,
Марина Бочарова
Вы сдавали международные экзамены? Каков ваш опыт, что бы вы посоветовали делать по-другому при подготовке?
Что еще вам интересно узнать по этой теме?